Правительство Кировской области
Министерство внутренней политики Кировской области

Семинар "Вятка финно-угорская"

28 октября в КОГАУ «Дом дружбы народов» впервые в режиме «онлайн» прошел семинар «Вятка финно-угорская». Основная цель мероприятия: этнокультурное просвещение, знакомство с историей и культурами родного края. Мероприятие «Вятка финно-угорская» включает цикл видео-сюжетов.  Трушкова И.Ю. рассказывает    о традиционных поселений с описанием быта коми, удмуртов и мари, живущих на территории Вятского региона. Населенные пункты в сельской местности имели свою, выверенную в веках, логику размещения, они были «встроены» в природу.

Основным материалом для строительства как у финно-угров, так и у других этнических групп, было дерево. Многозначными были и орнаменты в экстерьере и интерьере, обереги жилых и нежилых построек. Разные виды работ были продуманы с точки зрения распределения их по частям усадьбы.

Традиционные костюмы коми, удмуртов и марийцев, живущих в Вятском крае, отличаются определенной спецификой. В них отражаются не только черты материальной и духовной культуры, но и некоторые конкретные моменты расселения, деления на локальные группы. Тема традиционных костюмов считается наиболее показательной; она включает не только многоплановое содержание, но и предполагает множество форм работы с народной одеждой. Система питания включает блюда из растительных, мясных и молочных продуктов.

Представленные видеофрагменты о коми-пермяцкой, удмуртской и марийской кухне могут восприниматься как мастер-классы по приготовлению «экологически чистой» пище, и прием еще и наполненной обрядовым смыслом. Традиционная система воспитания у коми, удмуртов и марийцев, живущих на Вятке, сходна с этнопедгогикой других народов региона. Главное в ней – подготовить растущего человека к самостоятельной жизни, труду, взаимоотношениям в коллективах родственников, односельчан и т.п. Считалось важным «включить» новые поколения в мир духовной культуры своего народа, освоение родного языка и фольклора. Обряды и праздники финно-угорского населения Вятки выявляли сходства с обрядностью славянского и тюркского населения. Прежде всего, это касалось календаря, тех или иных сезонных работ.           Совместное участие в обрядах объединяло. Некоторые обрядовые традиции сохраняются до сих пор. XX век многое изменил в привычном укладе населения Приуралья, Поволжья и всей России. Многовековые устои стали быстрее изменяться и в Вятской губернии. Некоторые ее уезды вошли в состав Удмуртской, Марийской и Татарской автономий на юге; северная часть Орловского уезда была включена в Коми автономную область.

Крестьянство с надеждой на лучшую жизнь восприняло революционные перемены, стало мыслить себя в семье вех народов страны. Как и другие в СССР, сыны и дочери финно-угорских народов сражались на фронтах и ковали победу в тылу в годы Великой Отечественной войны. К народному творчеству, родным языкам и культуре было особое отношение и в советское время, и после перестройки. С вокально-инструментальными ансамблями, общественными организациями, национально-региональный компонентом в образовании связаны страницы современной истории Вятки финно-угорской.